Главная страница > Блог > Японский сад камней

Японский сад камней

Дайтоку-дзиДайтоку-дзиДайтоку-дзиРёан-дзиРёан-дзиДзен-буддийский монахТофуку-дзиСад камней в заповеднике Блоделей, США
Опубликовано 18 апреля 2025

Сад камней - это разновидность японского сада, в котором главными элементами ландшафта являются группа камней, а также песок или мелкая галька.

Японский сад камней имеет два названия:

  • сэкитэй – «сад из камня»;
  • карэсансуй – «сухая гора в воде».

История возникновения японских садов камней

Ещё с 5 века под влиянием китайского даосизма в типичном японском саду непременно был пруд, окружённый раскидистыми деревьями; а в центре пруда находился островок или, зачастую, просто крупный камень, олицетворяющий остров вечной жизни (согласно даосским верованиям об островах, на которых обитают бессмертные).

Постепенно японская культура отдалялась от китайской, становилась более обособленной и аутентичной. Это касалось и садов, которые становились отображением японских ландшафтов. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, формы и цвета которых менялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбы в пруду считались частью композиции сада.

В 14-16 веках (это время известно как период Муромати) дзен-буддизм уже прочно закрепился в жизни Японии и в садовом искусстве в частности. Сады камней создавались при монастырях, где монахи занимались медитативными практиками. В сухих дзен-садах присутствие растительности минимально; природа "оголяется", чтобы отвергнуть временные явления и переменчивость бытия.

Отцом дзен-садов считается монах по имени Мусо Сосэки, который создал один из самых старых садов камней (Рёан-дзи) и принёс популярность этой загадочной технике ландшафтного дизайна.

Философия сада камней

Сухой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания и размышлений о значении этого пространства. Сад – это буддийский взгляд на мир и Вселенную, и погрузившись в свои мысли, можно прийти к самой сути философии дзэн-буддизма.

Камни – это горы, деревья и животные. Песок символизирует течение воды или водопад, стекающий с горы. Однако в действительности камни – это просто камни, а песок – просто песок. Это в глубоком смысле отражает то, как человек наделяет окружающие его вещи значениями и в процессе этого обманывает себя, становясь одержимым ими. Размышляя над простотой сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы.

Японское слово, которое сегодня означает «сад», в древности обозначало «ритуальное пространство». Чтобы достичь просветления, человек должен пройти долгие периоды сидячей медитации, а также совершать физическую работу. В саду камней монахи созерцают природу и ищут максимальную свободу разума. Истинная цель рисования волн на песке с помощью граблей – это не создание эстетики и поддержание чистоты, а тренировка собственной мысли. Другими словами, это два в одном - и медитация, и труд. Бороздки песка разрушаются, когда идёт дождь или на поверхность приземляются птицы, поэтому монахам приходится регулярно переделывать этот рисунок.

Основные элементы сада камней

Сухие сады – это сады с водоёмами без воды. Поверхность сада засыпана песком или галькой, по которой с помощью граблей создаются волнистые узоры, имитирующие водное течение и волны. Камни в саду также представляют собой элементы, встречающиеся в обычных садах: островки, горы, деревья, мосты и даже животные. Камни размещены согласно правилам, основанным на идеях и концепциях дзэн-буддизма. Они располагаются группами таким образом, чтобы созерцатель видел равное количество камней, находясь в любой точке сада.

Существует шесть стилей японского сада камней:
  1. «Плоский сад» – как ясно из названия, это сад на плоском участке земли;
  2. «Полуплоский сад» – сад на плоском участке с небольшой невысокой горой;
  3. «Насыпной холм» – сад на склонах, которые изображают водопады и ручьи;
  4. «Сухой пруд» – сад, где камни расположены таким образом, чтобы образовать форму пруда;
  5. «Сухое течение» – сад, где с помощью гальки и песка изображается поток воды;
  6. Особый стиль – сад только с белым песком или не подходящий под классификации, указанные выше.
Растений обычно очень мало, поскольку они выражают чувства и эмоции человека. Чаще всего в японском саду камней используют бамбук как олицетворение гибкости и готовности открыться, сливу – символ возрождения, и сосну как отображение терпения и долголетия.

Сад Рёан-дзи

Самый знаменитый сад камней был построен в 1499 году в Киото и входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены пятнадцать чёрных камней, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать видно только сверху, но для этого придется взлететь над землей. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения.

Рёан-дзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни что.